Дворец лобановых-ростовских на мясницкой. Новая история «Дома со львами Дом Лобанова-Ростовского

Сведения о постройках на улице Мясницкая, 43 можно найти в архивных документах, датированных еще 1701 годом.

В середине восемнадцатого века участок с каменными палатами находился в собственности А.Д. Татищева, главного полицмейстера Москвы. К концу века владение перекупает граф А.Д. Панин, видный военный и государственный чиновник екатерининской эпохи.

Фото 1. Улица Мясницкая, дом 43 в городе Москве

Следующий владелец - князь А.И. Лобанов-Ростовский, получивший усадьбу в наследство от графа Панина.

Нынешний особняк, по некоторым источникам, построили еще при графе Панине в 1790 году, а затем значительно преобразовали уже при новом владельце - Лобанове-Ростовском.

Упоминается архитектор Ф. Кампорезе, как автор проекта - то ли первоначального строительства, то ли реконструкции.


Фото 2. Городская усадьба Панина и Лобанова-Ростовского на Мясницкой

Между тем, в особняке на Мясницкой, 43, строение 1 были устроены два парадных зала, которые из-за своих значительных размеров увеличили протяженность фасадной части строения. Эту несоразмерность архитектор скрыл при помощи возведения трех портиков - по центру появился колонный коринфский, а по бокам выстроили пилястровые ионические.


Колонны центрального коринфского портика поддерживают массивный аттик, который разорван полукруглым встроенным окном мезонина. Таким образом создается иллюзия триумфальной арки, правда, скульптурно незавершенной.

Интересно, что сам особняк не просто расположен в глубине устроенного двора, а находится еще и ниже самого уровня Мясницкой улицы.


Из истории дома по Мясницкой, 43

С середины 20-х годов девятнадцатого столетия в особняке проживал архивист А.Ф. Малиновский, служивший в коллегии министерства иностранных дел. Его дом часто посещал поэт А.С. Пушкин в 1830 году.

В 1825 году в этих стенах была открыта «Рисовальная школа», ставшая начальным этапом создания известного Строгановского училища.


В 1836 году участок выкупили датские подданные братья Бутенопы - Иоганн и Николай. Владения были приспособлены ими под производственные цели.

Братья Бутенопы, помимо выпуска сельхозмашин, занимались и производством часов-курантов. Именно они установили свои часовые механизмы на и на московского Кремля () в 1851 году, сохранившиеся до настоящего времени.


Фото 6. Реальное училище К.П. Воскресенского на Мясницкой, 43, корп. 2

После 1861 года дела у братьев Бутеноп пошли неважно и в 1874 году они переуступили владения по Мясницкой, 43 семье прибалтийских немцев Липгарт - братьям Эмилю и Герману.

Часть строений для фабрики построил архитектор Александр Мейснер.

Виктория Соболевская - генеральный директор ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс», компании-девелопера первого в России отеля ведущей мировой сети в классе delux Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg.
До этого занимала пост генерального директора компании «Региональная гостиничная сеть», развивающей сеть более чем 20 отелей в среднем ценовом сегменте в региональных городах Российской Федерации.
Опыт Виктории в гостиничной отрасли на руководящих позициях превышает 15 лет. Она успешно работала в ведущих международных гостиничных сетях Corinthia и Sheraton в Санкт-Петербурге. Участвовала в открытии двух отелей гостиничной сети Corinthia в Лиссабоне и Будапеште.
Виктория Соболевская является мэтр-отельером Chaine des Rotisseurs и руководителем проекта ежегодного гала-ужина организации в Санкт-Петербурге.
Виктория имеет степень бакалавра филологических наук Санкт-Петербургского государственного университета. Дополнительное образование в гостиничной сфере получала в американском Университете Корнел (Cornell University) и австрийском Институте гостиничного управления (Institute of Maritime Hotel Management). Владеет разговорными английским и французским, основами румынского и итальянского языков. Об отельере

Трудности реставрации

Виктория Викторовна, в каком состоянии вам достался «дом со львами»?

Здание, которое мы получили, совершенно не было приспособлено под нужды гостиницы. Речь идет о постройке 1820 года, которая к началу XXI века была уже в достаточно плачевном состоянии. Фактически нам достались фасады и внутренние стены с несколькими зонами, которые необходимо было восстановить и отреставрировать. Предстояло приводить в порядок буквально каждый миллиметр здания.

Какие части и элементы здания классифицируются как охраняемые?

Это фасады, центральный вход, знаменитые скульптуры львов, парадная лестница здания и своды цокольного и первого этажей. В процессе работы со зданием была неожиданная находка - Зеленая комната, которая первоначально не была обозначена в охранном обязательстве. Мы поняли, что это помещение имеет историческую ценность, пригласили архитекторов, представителей КГИОПа, которые это подтвердили. В дальнейшем Зеленая комната была восстановлена и гармонично вписана в интерьер общественной зоны, в рамках которой находится.

Какие реставрационные работы, на Ваш взгляд, оказались самыми сложными?

Например, реставрация центральной лестницы из мрамора, украшенной лепниной с декоративными бронзовыми и золотыми вставками. Поскольку многие элементы центральной лестницы были утрачены, их пришлось восстанавливать по старым фотографиям и рисункам Огюста Монферрана. Думаю, это была одна из самых сложных задач. Из другого можно отметить реставрацию скульптур мраморных львов, «охраняющих» центральный вход. Реставраторы также восстановили скульптурную группу на крыше над центральным входом: музы, поддерживающие герб Российской империи. Серьезную трудность представлял и подбор цвета краски для главного фасада. Специалисты, проводившие экспертизу, выяснили, что ранее стены были покрыты более чем 40 слоями краски.

С какими техническими трудностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?

В связи с охранными требованиями нам пришлось понижать первоначальную высоту мансардного этажа на 60 см. Этот уровень был продиктован высотой конька здания. В результате мы были вынуждены перепроектировать проход инженерных сетей в этой зоне в и так жестко ограниченном пространстве. Все это отложило реализацию проекта на определенное время.
Также нужно понимать уровень сложности создания современного отеля в историческом здании: чего стоило только оснащение здания 19 лифтами, для чего пришлось прокладывать шахты, усиливать конструкции.

Были ли трудности с поиском парт-неров, готовых к реализации таких технически сложных задач?

Да, такие сложности мы испытывали. Многие строительные компании сталкиваются с тем, что число подрядных организаций, способных выполнять работы в оговоренные сроки и с надлежащим уровнем качества, очень ограниченно. Кроме того, на мой взгляд, в России еще нет компаний, которые были бы в достаточной мере универсальны: готовы работать в историческом здании с учетом всех ограничений, которые этот фактор накладывает, в то же время, владели последними ноу-хау в области инженерии, одновременно являлись отделочниками и главное - хорошо понимали, что такое концепция отеля. Думаю, благодаря нашему проекту компании, выступавшие нашими подрядчиками, получили уникальный опыт.

Если говорить о ключевых партнерах проекта, это американская компания Cheryl Rowley Design, занимавшаяся дизайном номерного фонда и общественных зон, и японская Spin Design Studio, которой были доверены интерьеры двух ресторанов. Обе компании были рекомендованы нам гостиничным оператором. Также хотелось бы отметить участие в проекте архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Маратовича Даянова, которое занималось основными реставрационными работами: центрального входа, парадной лестницы, холла первого этажа, Зеленой комнаты.

Уникальный номерной фонд и инфраструктура

Какой номерной фонд предполагает проект и насколько сложно было вписаться в историческое здание?

В нашем случае вы не найдете двух похожих номеров: различия в площади, конфигурации, размерах оконных проемов, высоте потолков (в зависимости от этажа) делают каждый номер уникальным. Такая ситуация означала для нас необходимость практически каждый из 177 номеров оснащать индивидуально, заказывая под его размеры и конфигурацию мебель, ковровые покрытия, шторы. Естественно, это также удлинило сроки реализации проекта. В Four Seasons Lion Palace номера нескольких категорий: 132 «стандарта», 18 «сьютов со спальной комнатой», 16 номеров категории executive suit. Гордость отеля - президентский люкс площадью 250 м2, который включает две спальные комнаты, гостиную, обеденный зал на 14 человек, рабочий кабинет и террасу с видом на Адмиралтейство и Александровский сад. Важная особенность номерного фонда отеля - наличие еще девяти «сьютов» с одной и двумя спальнями, по площади лишь немного уступающих президентскому номеру. То есть одновременно мы можем размещать до десяти делегаций с первыми лицами.

Различия в площади, конфигурации, размерах оконных проемов, высоте потолков (в зависимости от этажа) делают каждый номер уникальным. Такая ситуация означала для нас необходимость практически каждый из 177 номеров оснащать индивидуально, заказывая под его размеры и конфигурацию мебель, ковровые покрытия, шторы.

Какой инфраструктурой располагает новый отель?

У нас будут рестораны итальянской кухни и Oriental Fusion, а также ресторан Tea Lounge (Чайная гостиная) в зимнем саду, где будут сервироваться завтраки. Зимний сад - это новое пространство, созданное в процессе реконструкции. Ранее это был открытый двор в центре здания. Также будет работать бар-библиотека Xander bar. В четырехэтажной пристройке разместится спа-комплекс отеля общей площадью около 1000 м2. Он включает фитнес-зал, комнаты для различных спа-процедур и джакузи на верхнем этаже, который венчает стеклянный купол. Деловая инфраструктура гостиницы - это бальный зал площадью 350 м2 и семь комнат для переговоров.

В России, пожалуй, еще нет компаний, которые были бы в достаточной мере универсальны: готовы работать в историческом здании с учетом всех ограничений, которые этот фактор накладывает, в то же время владели последними ноу-хау в области инженерии, одновременно являлись отделочниками и главное - хорошо понимали, что такое концепция отеля.

Что из современных инноваций используется в проекте Four Seasons Lion Palace?

Наша особая гордость - это техническое решение по оснащению бального зала. Основное оборудование, необходимое для проведения деловых мероприятий (экран, проектор, световое и звуковое оборудование), спрятано в потолке и опускается при необходимости. Все это позволяет экономить площадь, избегать загромождения зала оборудованием и сохранять тот исторический дух, который здесь воссоздан.

Особая гордость отеля - это техническое решение по оснащению бального зала. Основное оборудование, необходимое для проведения деловых мероприятий (экран, проектор, световое и звуковое оборудование), спрятано в потолке и опускается при необходимости.

Выбор оператора

- Почему в качестве оператора проекта вами была выбрана канадская компания Four Seasons Hotels&Resorts?

На этапе переговоров мы обращались к нескольким международным операторам. Все они обозначили свою заинтересованность «домом со львами». В дальнейшем мы проанализировали особенности их предложений, репутационную составляющую компаний и пришли к выводу, что бренд Four Seasons более успешный и перспективный для рынка Петербурга. Некоторая сложность заключалась в том, что мы замахнулись на создание гостиницы класса deluxe. Таких проектов в Петербурге до нас никто не делал, а бренды этого сегмента только начинают выходить на рынок России.

Вам довелось увидеть отели выбранного бренда за рубежом?

Мне посчастливилось побывать в 25 отелях сети Four Seasons. Необходимо было лично изучить отели, чтобы понять, что отличает этот продукт и как применить высокие стандарты Four Seasons в нашей стране, пока еще не очень готовой к реализации таких проектов.

Аура искусства

В отеле с историей будут использоваться произведения художественного искусства - картины, скульптура?

Безусловно. Например, в оформлении интерьеров отеля приняли участие представители Санкт-Петербургской академии художеств. На протяжении года выпускники Академии работали над созданием картин по мотивам произведений выдающихся европейских художников, фламандских и голландских мастеров, создававших натюрморты и пейзажи. Сейчас они размещены в Xander баре в виде шпалерной развески, плотно примыкая друг другу, полностью заполняя целую стену. Бальный зал отеля украшен живописными работами преподавателя Академии художеств Евгения Куркова. Специально для нас он создал аллегорические композиции, посвященные сезонам года: «Зима/Весна» и «Лето/Осень». Источником вдохновения для художника была итальянская живопись, а также работы Рубенса и Пуссена. Несмотря на обязательства создать отель по стандартам оператора из Канады, мы постарались сохранить свое национальное «я» и привлекли большое число мастеров из Петербурга - реставраторов и художников.

Несмотря на обязательства создать отель по стандартам оператора из Канады, в проекте удалось сохранить национальное «я» и привлечь большое число мастеров из Петербурга - реставраторов и художников.

Виктория Викторовна, каковы, на Ваш взгляд, перспективы нового отеля на достаточно высококонкурентном рынке Петербурга?

Хотя отель откроется только в конце мая, мы уже сегодня получаем большое количество запросов от потенциальных гостей и клиентов, что позволяет нам надеяться, что проект будет иметь успех. И этому будет способствовать как выгодное расположение, так и тот факт, что это премьера бренда Four Seasons в России. У компании есть большое число постоянных гостей, выбирающих для путешествий преимущественно те города, где есть отели любимого бренда. Многие из них еще не были в Петербурге.

Four Seasons Hotels and Resorts - канадская компания, оператор сети гостиниц класса люкс.
Первым объектом компании Four Seasons Hotels and Resorts стал мотель в Торонто (Канада), открытый в 1961 году. Он был задуман для нового поколения бизнес-путешественников. Непритязательный дизайн был с лихвой компенсирован персонализированным сервисом, направленным на облегчение стресса деловых путешественников. Этот мотель подготовил почву для совершенно новых впечатлений от пребывания в отеле.
Успех первого европейского отеля компании - the Inn on the Park - теперь известного как Four Seasons Hotel London at Park Lane - укрепил избранный компанией курс. Факторами успеха стали небольшой размер этого отеля, просторные комнаты и дружелюбные сотрудники, готовые выполнить любые желания гостей. Основатель и руководитель компании Изадор Шарп обнаружил свою нишу - отели среднего размера, предлагающие исключительный сервис.
«На раннем этапе развития компании мы решили сфокусироваться на переопределении понятия роскоши как уровня сервиса, и это стало нашим стратегическим преимуществом, - объясняет Шарп.
По мере своего развития, Four Seasons стала первой отельной компанией в Северной Америке, которая начала предлагать гостям многие услуги, которые сегодня кажутся сами собой разумеющимися: банные принадлежности и халаты, фены и телефоны с несколькими линиями.
Компания также первой предоставила услуги консьержей в европейском стиле, круглосуточную доставку блюд и напитков в номера и инновационное меню, включавшее блюда домашней кухни, вегетарианские и диетические. Уборка номера дважды в день, услуги срочной глажки, стирки и химчистки, введенные Four Seasons намного раньше, чем другими отельными компаниями, стали важным дополнением к формированию бренда.
В 1982 году компания представила клиентам жилые комплексы, предлагая полное или частичное владение эксклюзивными городскими и курортными домами в соединении с персонализированным сервисом отелей Four Seasons.
В настоящий момент компания управляет 91 отелем и курортом в 35 странах. Еще более 50 проектов находятся на разных стадиях развития. О сети Four Seasons Hotels and Resorts
Из истории «дома со львами»

Дом на Исаакиевской площади был возведен в 1817–1820 гг. для княгини К. И. Лобановой-Ростовской - жены флигель-адъютанта Александра I князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора. Здание в стиле классицизма. У парадного входа расположены скульптуры львов, выполненные итальянским скульптором Паоло Трискорни. Мраморные львы увековечены Пушкиным в поэме «Медный всадник».
Изначально здание задумывалось владельцами как доходный дом. В течение нескольких лет чета Лобановых-Ростовских сдает квартиры внаем. Также в здании регулярно проводятся светские мероприятия. Через несколько лет дом напрочь промотавшейся княгини был назначен к продаже с торгов, однако они не состоялись. В 1828 году дом княгини К. И. Лобановой-Ростовской был куплен в казну за 1 005 000 рублей ассигнациями для размещения в нем Военного министерства.
С 1828 по 1917 год в «доме со львами» размещалось Военное министерство России. В это время дом взят под охрану государства. В дальнейшем в период с 1917 по 2002 год здание использовалось для размещения Военно-политической академии имени Толмачева, с 1930 года - Аэромузея, общежития, жилых квартир, мастерских Электромеханического завода, жилконторы, школы, проектного института.
В 2002 году «дом со львами» перешел к Управлению делами Президента Российской Федерации, которое планировало приспособить его для размещения Конституционного суда, переезжающего из Москвы. В 2004 году здание передано компании «Тристар Инвестмент Холдингс» в аренду на 49 лет. «Дом со львами» включен в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия.

Коллекция исторических памятников Four Seasons

«Дом со львами» войдет в коллекцию уникальных исторических и архитектурных памятников Европы периода XV–XIX веков. Среди них - отели Four Seasons Hotel Florence, после 10-летней реставрации занимающий два здания дворца эпохи Возрождения с садом на площади 4,5 гектара; Four Seasons Gresham Palace - памятник эпохи модерна в Будапеште; Four Seasons Hotel Istanbul at Sultanahmet, расположенный в неоклассическом здании бывшей тюрьмы начала прошлого столетия; перестроенный из дворца Оттоманской империи XIX века отель Four Seasons Hotel Istanbul at the Bosphorus; миланский отель Four Seasons в бывшем монастыре XV века и легендарная гостиница Four Seasons Hotel George V Paris в восьмиэтажном историческом здании 1928 года в центре Парижа.

Дом для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, был построен в 1817-1820 годы по проекту Огюста Рикара де Монферрана - французского архитектора, главным произведением которого в Санкт–Петербурге стал Исаакиевский собор .
Особняк был построен на ответственном в градообразующем отношении участке, он занимает большой треугольный в плане. Участок расположенный там, где Вознесенский проспект вливается в Адмиралтейскую площадь.

Два фасада, один из которых обращен на север, а другой на запад, к Исаакиевскому собору, Монферран оформил одинаково парадно. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики. Перед колоннадой, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта - на север, вход в дом стерегут изваяния львов. На подставке под брюхом одной из статуй высечена надпись: «Triscorni F. In Garrara, 1810», напоминающая о том, что статуи львов исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году.

За образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в XIV веке. Один из этих львов античный, другой работы Вакка (1600 г.). Трискорни не просто скопировал флорентийских львов, а несколько изменил облик зверей.
Львы у дома Лобанова-Ростовского вошли в историю, благодаря А.С.Пушкину, который упоминает в своей поэме «Медный всадник» и сам особняк и его стражей.
«….На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…»
Пушкин дает точное описание дому, который тогда был действительно новым, а Петровой называли нынешнюю площадь Сенатскую.
В Пушкинские времена перед Адмиралтейством еще не было и от дома Лобанова-Ростовского прекрасно был виден памятник Петру I, который так же благодаря этой поэме, мы называем « ».
Фасад здания, обращенный в сторону Вознесенского проспекта, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем .
Парадные помещения размещались на втором этаже. Интерьеры особняка имели богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Дом блестящего вельможи Александровской поры вмещал несколько редкостных коллекций, в том числе и редкое библиотечное собрание.
После смерти супруги князь попытался продать и большой особняк, и бесценную библиотеку, но покупателя не нашлось. Император Николай I выкупил дом и библиотеку. За покупку редкого собрания книг он назначил князю пожизненную пенсию.
Во времена правления Николая I А.Я.Лобанов-Ростовский получил выговор, вышел в отставку, уехал в Париж, где долгое время жил.

Роскошный особняк в Санкт–Петербурге сдавался, а в 1827 году был передан Военному министерству.
Сегодня после перестройки дома Лобанова-Ростовского под гостиницу класса люкс, интерьеры и внутренние флигели здания разрушены, неизменным остался лишь его внешний облик.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 , Нестеров В.В. Львы стерегут город.,Искусство., СПб.,2001,Пыляев М.И.Старый Петербург.Паритет.,СПб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009

Мясницкая, 43 – усадьба Панина – дом Лобанова-Ростовского – редкое явление в архитектуре. Во-первых, он не просто стоит в глубине двора, а находится ниже уровня улицы. Во-вторых, традиционный портик у него заменен аркой на коринфских колоннах.

  • В 1791 г. князь А.И. Лобанов-Ростовский купил дом у графа П.И. Панина и перестроил его по проекту Ф.И. Кампорези. Дом приобрел современный вид.
  • В 1820-х гг. усадьба принадлежала директору Московского архива Коллегии иностранных дел А.Ф. Малиновскому.
  • В 1825 г. в особняке открылась "Рисовальная школа", положившая начало знаменитому Строгановскому училищу .
  • В 1836 г. владельцами усадьбы стала семья механиков Бутеноп. В 1851 г. они придали курантам Спасской башни вид, дошедший до наших дней.
  • В 1874 г. в усадьбе разместилась фабрика Липгарта, производившая "земледельчиские машины, керосиновые двигатели", цемент, известь и алебастр. Товарищество "Эмиль Липгарт и К°" занимало также соседний дом .
  • Позже в доме Лобанова-Ростовского было реальное училище К.П. Воскресенского, одно из лучших в городе. Часть помещений занимала контора Липгарта.

Если заглянуть за решетку, то можно увидеть особняк во всем его великолепии.

Усадьба Панина

Мясницкая, 43

Дом Лобанова-Ростовского

Дом Кошелева – ул. Мясницкая, д. 43 С2

Мясницкая, 43 С2 – дом Кошелева, построенный в 1906 г. по проекту А.В. Кузнецова . В нём сразу разместились классы реального училища Воскресенского, находившиеся в доме Лобанова-Ростовского.

"Новое здание всё состояло из просторных светлых классов и больших рекреационных зал на каждом этаже. Стены этих последних были украшены хорошими репродукциями с лучших картин государственных галерей, и это незатейливое убранство выветривало из этих комнат всякий дух школьной казенщины".

Дом принадлежал лесопромышленнику И.И. Кошелеву, торговавшему лесом и дровами. Всего у него было 6 домовладений. Еще один дом Кошелева находился совсем рядом .

Сейчас в доме Кошелева находится офис Росгосстрах банка, принимающего вклады физических лиц и выдающего потребительские кредиты, ипотечные кредиты и автокредиты.

Дом А. Я. Лобанова-Ростовского в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1817-1820 годах по проекту Огюста Монферрана. В 1829 году дом был немного перестроен по проекту Э. Х. Анерта под нужды нового хозяина.

Дом был построен для князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского, с целью облагородить внешний вид недавно оформленной Исаакиевской площади. Первоначальный проект предусматривал богатое украшение здания, обилие лепнины и скульптур, но Монферран сделал выбор в пользу большей монументальности строения.

С самого начала семья Лобановых-Ростовских планировала использовать здание в качестве доходного дома — для сдачи комнат в аренду. На первом этаже размещались магазины, а верхние были заняты состоятельными жильцами, поэтому здесь часто проводились различные светские мероприятия. Однако, арендный бизнес у князя не задался и через 9 лет дом выкупила казна, и в него переехало Военное ведомство.

Обиходное название здания — «Дом со львами», оно произошло от скульптурной группы львов у парадного входа работы Паоло Трискорни, высеченных из белого каррарского мрамора. Кроме львов, главный фасад здания на Адмиралтейском проспекте украшен 8-колонным портиком коринфского ордера. Сходным образом оформлен и фасад, выходящий на Исаакиевскую площадь. Третья сторона дома, на Вознесенском проспекте, украшена более скромно.

В советское время в доме А. Я. Лобанова-Ростовского находились общежитие, школа и проектный институт, а сегодня в здании размещается фешенебельный отель Four Seasons Hotel Lion Palace Saint Petersburg.

Дом А. Я. Лобанова-Ростовского включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение дома А. Я. Лобанова-Ростовского будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Понравилось? Лайкни нас на Facebook